27 мартаа 2012, 15:40
Катхакали – танцевальная драма Кералы
Катхакали
На территории небольшого штата Керала возникла и сформировалось огромное множество исполнительских школ. Некоторая географическая обособленность от основного полуострова Индостан естественно оказала влияние на общественную и культурную жизнь населяющих его людей. Здесь издревле было развито сообщение с Западной Азией и Африкой, с Египтом, Сирией, Грецией, Римом.
В Керале зародились такие стили, как катхакали и мохиниаттам. Далее речь пойдёт о первом из них.
Катхакали (катха – «история» и кала – «представление, искусство») – яркий танцевально-драматический театр Индии, имеющий синтетический характер, соединяя санскритскую и дравидийскую культуры.
О происхождении катхакали рассказывает легенда, что некогда Кришна благословил правителя Каликута, правившего в XVII в., и повелел ему создать танец-драму. Что и было сделано: созданный театр получил название Кришнааттам. Представления основывались на сюжетах «Гиты Говинды» Джайядевы. Драма обрела известность, и соседние цари стали приглашать артистов к своим дворам для выступления. Приглашение одного из правителей было отклонено, и тогда он призвал танцоров и брахманов и попросил их создать похожую танцевальную драму. Она получила название «Раманаттам» и была построена на сценах из жизни Рамы.
Катхакали сочетает в себе черты многих предшественников. Первые бесспорные свидетельства о существовании катхакали относятся к XVII в. Очевидно, что в это время он уже оформился в том виде, в каком известен сегодня.
Катхакали родился за пределами храмов. Этому танцу обучались выходцы из бедных семей, реже – из среднего класса. Плата за выступление, которую получает труппа, очень небольшая. Между тем, общественный престиж катхакали весьма высок.
Он отличается очень разработанной техникой танца, требующей высочайшего умения владеть своим телом и такой же способностью выражать эмоциональную сторону танца. Катхакали –это большое сюжетное представление – смесь пантомимы, танца, поэзии и пения, инструментальной музыки и костюмированного масочного действа. Поэтому очень важную роль здесь играют сложнейший грим, костюмы, сценический инвентарь.
Материалы для костюмов и паста для грима обычно природного происхождения. Для того, чтобы полностью нанести грим на лицо и руки актера требуется до 12 часов. Грима так много, что иногда он кажется зрителям маской. Накладывают грим особые члены труппы, уважаемые и относительно высокооплачиваемые. Они же декламируют стихи во время представления.
Костюмы катхакали необычны и ярки. Они состоят из широких юбок, платков, обматываемых вокруг шеи, на голову надевается сложный убор – корона. На пальцах левой руки актера – серебряные накладные ногти. Под коленками подвязывают небольшие связки бубенчиков.
Персонажами катхакали выступают различные герои, боги, злодеи, демоны, мудрецы и животные, которые узнаваемы по цвету грима, маскообразно наложенного на лицо и отличающегося сложной символикой линии и рисунка. Цвета грима и костюмы зависят от характера персонажа. По этому принципу среди действующих лиц катхакали выделяются пять типов масок. Паччха – «зеленый» – изображает всех божественных и благородных героев. Разновидность паччхи – муди – боги: их грим в целом схож с паччха, но они также носят корону. Есть еще типаж катхи – также зеленый грим, но перебиваемый красным, с линиями в форме изогнутого ножа вокруг ноздрей, с прикрепленными ко лбу и носу подвесками – маленькими белыми шариками. Это персонажи благородного происхождения, но творящие зло. Тади – «бородатые» – представляют собирательный образ всего порочного, но имеют и различия. Белый тади – олицетворяет животную силу, поднимающуюся до героического уровня и просветляющуюся. Красные тади – ужасны и свирепы, персонифицируют разрушительное зло, действующее без разума. Черные тади – невежественные, дикие и враждебные аборигены-охотники. Есть так же тип персонажей минукку – «сверкающие» – нежные, грациозные персонажи – это женщины, сказители, брахманы, посланники. На них наносят меньше грима, а в костюмах преобладают желтовато-оранжевые цвета. Стоит заметить, что в представлении катхакали все роли играют только мужчины.
Некоторые персонажи носят чутти – белую рамку вдоль подбородка, фиксирующую контуры лица. Перед выступлением также актеры кладут себе под нижние веки семена определенного растения, отчего глаза увеличиваются и краснеют, что требуется для большей экспрессии.
В катхакали чисто танцевальные номера – пураппад – сочетаются с изобразительными. Огромную роль играет мимика: выражение глаз, движение бровей и лицевых мышц помогают передать тончайшие движения души. Язык жестов отличается крайней усложненностью. Чтобы хорошо понять изображаемую сцену, надо заранее знать сюжет.
Концерт катхакали проводится обычно в ночь полнолуния при огне светильников. Выступление начинается на закате солнца и длится всю ночь.
Сюжеты представления берутся из «Рамаяны», «Махабхараты», пуран. Нередко они сочетаются с народными легендами и сказками Кералы.
Обучение актера и танцора катхакали – долгий и сложный процесс, длящийся много лет. Распорядок жизни учеников, живущих в специальном «интернате», можно назвать монастырским. Мальчики овладевают гимнастикой, танцевальными позициями тела, сценической походкой, прыжками, а также мимикой. Танцор-актер катхакали владеет примерно 500 различными позициями и хаста мудра. Большое внимание уделяется технике движения глаз, бровей, век, выработке взгляда. Ученики вместе с навыками исполнительского искусства получают познания в мифологии и материале эпических поэм.
Катхакали существует в рамках 30 различных школ, каждая из которых развивала свои особенности поз и движений.
Музыка катхакали – южноиндийская, принадлежит к традиции карнатик. Песни исполняются двумя вокалистами – главным – понани и вспомогательным – синкиди. Вокал играет очень важную роль, т.к. от певца зависит ход повествования: он решает какой за каким сюжет будет следовать и сколько времени будет отведено для каждого из них.
Среди музыкальных инструментов, сопровождающих, стиль традиционно нет духовых инструментов. Используются два барабана: вертикальный, на котором играют двумя палочками, и горизонтальный – висящий на плечах музыканта, на пальцах которого металлические насадки. Также оркестр составляют металлический гонг и цимбалы.
Выдающуюся роль в развитии катхакали сыграл поэт Валлатол Нарайяна Менон. Благодаря его усилиям в 1930 г. В Керале появилась первая Академия Искусств – Керала Каламандалам.
Наиболее известные преподаватели и танцоры этого стиля – Рагхван Наяр, Кришнакутти, Говиндан Кути.
Источник: http://www.liveinternet.ru/community/indiandance/post105506723/
Page:
[01]
[02]
[03]
[04]
[05]
[06]
[07]
[08]
[09]
[10]
[11]
[12]
[13]
[14]
[15]
[16]
[17]
[18]
[19]
[20]
[21]
[22]
[23]
[24]
[25]
[26]
[27]
[28]
[29]
[30]
[31]
[32]
[33]
[34]
[35]
[36]
[37]
[38]
[39]
[40]
[41]
[42]
[43]
[44]
[45]
[46]
[47]
[48]
[49]
[50]
[51]
[52]
[53]
[54]
[55]
[56]
[57]
[58]
[59]
[60]
[61]
Рейтинг популярности - на эти заметки чаще всего ссылаются:
- 597 Домашний стриптиз - танцуем для Любимого!
- 336 ХОРЕОГРАФИЯ
- 236 История Рождения Вальса
- 233 Contemporary dance
- 144 Хорошему танцу нужна хорошая обувь
- 114 Упражнения для совершенствования Стрип-пластики
- 104 Все о клубной латине
- 085 Шотландские танцы
- 066 Буги-вуги каждый день
- 058 Что такое Шаффл?
март, 2013 | ||||||
пн | вт | ср | чт | пт | сб | вс |
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
События
Новости
Школа танцев Vesta
Что нужно для того, чтобы научиться танцевать?
Просто приходи в школу танцев Веста!
Удобные залы: Третьяковская, Новокузнецкая, Полянка, Добрынинская, Серпуховская, Павелецкая, Улица 1905 года, Краснопресненская;
Современные танцы: Хастл, РнБ, Хип-хоп, Брейк, Джаз,
Стрип-пластика, Клубные, Латина, Бальные, Вальс, Танец живота;
Живется интересней, когда танцуешь в Veste!
© 2005 - 2024, Школа танцев «Веста»
|